Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

Возраст до 3 лет - особый период в жизни ребенка, время когда он учится говорить. Можно ли стимулировать развитие речи у детей таком возрасте и как это делать? Ответ - можно, всё дело в том, что процесс познания идёт с помощью сенсорных каналов восприятия, поэтому если давать им как можно больше ощущений и информации об окружающем мире, вызывать у них реакцию на происходящее, то усвоение основ речи пойдёт быстрее. Развивайте следующие чувства:

Осязание. Самое первое чувство, благодаря которому формируется знание о самом себе и мире, поэтому дайте ребёнку максимальное количество разных тактильных ощущений, для чего подойдут игрушки из разных материалов и самые простые предметы и обыденные вещи: вода, бумага, песок и т.д.

Слух. Всегда разговаривайте с ребёнком, озвучивайте свои действия, даже если он ещё не может ответить. Кроме того, ставьте ему музыку, знакомьте со звуками природы, шумом улицы и даже бытовых приборов.

Зрение. Заинтересовывайте малыша различными предметами. В самые первые месяцы - это могут быть игрушки, подвешенные над кроватью, на которые он будет фокусировать свой взгляд. В дальнейшем просто увеличивайте количество визуальных впечатлений, за счёт различных предметов дома, в городе и на природе.

Вкус. Знакомьте ребёнка с различными вкусами в пище, разными продуктами и консистенциями. Дополнительный плюс такого знакомства в том, что в дальнейшем он будет менее привередлив в еде.

Обоняние. Запахи так же расширяют знание об окружающем мире, создают настроение и рождают ассоциации. Запах варенья будет ассоциироваться с чем-то приятным, запах грибов с лесом. Учите ребёнка узнавать и различать запахи.

Развитие речи в этом возрасте происходит не только через получение новых ощущение, но и через целенаправленное развитие органов речевого аппарата, а для этого нужны регулярные упражнения. Разговаривайте с ребёнком в течении всего дня, обращайте его внимание на различные вещи и явления, на объекты которые издают звуки. Учите его сначала именам родственников, потом окружающих предметов. Указывайте на ошибки в произношении и не допускайте, что бы ребёнок обозначал предметы просто отдалённо похожим звукопроизношением. Не подражайте детской речи, не употребляйте упрощённые формы. Когда сам ребёнок их использует, то сопровождайте его слова комментарием с правильным названием, но делайте это тактично, что бы не отбить мотивацию к произношению новых слов.

Ежедневно читайте, используйте наглядные пособия, в малом возрасте детям ещё тяжело воспринимать слова, которые не дополнены визуальными образами. Рассказывайте или слушайте вместе сказки, детские песни. Разучите и повторяйте простые ритмичные стишки. Обогащайте простую речь малыша, например, вместо "дай сок" - "я хочу ещё яблочного сока". Очень полезны игры, но кроме них давайте ребёнку реальные полезные поручения, просите его позвать кого-нибудь к столу или просто что-то передать.

Очень важно выслушивать ребёнка, когда он хочет что-то рассказать, показывайте, что вы внимательно относитесь к его словам. Задавайте ему вопросы, просите что-нибудь рассказать, например, что ему понравилось на прогулке, что он делал в детском саду.

Отдельно можно вынести различные упражнения на крупную и мелкую моторику. Двигательные и речевые центры близко расположены, поэтому активность направленная на движение, особенно это касается мелкой моторки, позитивно сказывается на развитие речи у детей. Занимайтесь специальными играми и прививайте ребёнку навыки самообслуживания, что бы он сам застёгивал пуговицы, использовал столовые приборы. И самое важное, не забывайте мотивировать малыша, поддерживайте его и хвалите за успехи.