Познавательное развитие детей

Познавательное развитие детей

Дошкольный возраст это то самое время, когда формируется образ мира и личность человека. В этот период очень ярко выражена потребность в знании, дети задают вопросы обо всём на свете, интересуются окружающим миром. Но ребёнок познаёт мир чувствами, а не просто умом. Поэтому в первую очередь познавательное развитие детей тесно связано с эмоциями и ощущениями. Через них ребёнок воспринимает и ощущает окружающую действительность, предметы и явления, учится обобщать и анализировать, благодаря чему у него начинает развиваться навык самостоятельного мышления. При этом можно выделить три стадии познавательного развития у детей, поговорим о них чуть подробнее.

Познавательное развитие детей, 3 стадии.

 

Первая стадия это любопытство, оно свойственно для детей 2-3 лет. В этом возрасте ребёнок ешё не может самостоятельно познавать все характеристики предметов и явлений, в этом вопросе ему требуется помощь взрослых. Но его уже привлекают занимательные и яркие объекты и предметы к которым он тянется, играет и пытается изучить. Благодаря этому у него начинают формироваться представления о предметах. Ребёнок начинает понимать, что такое форма (круглый мяч, квадратный кубик), величина (маленькие и большие игрушки), количество (одна - много), а так же множество других признаков: цвет, температура, однородность и т. д.

Он учится различать и группировать предметы по этим признакам. Любопытство и полученные при его помощи знания позволяют перейти ребёнку на следующий этап развития, где познавательные способности будут совершенствоваться, а игры и другие виды деятельности усложняться.

Вторая стадия это любознательность, ребёнку мало внешних признаков, он хочет проникнуть за пределы увиденного, узнать о сути и предназначении предметов. Это время активного роста и развития, происходят изменения в коре головного мозга, совершенствуется и усложняется психика. Ребёнок осваивает речь, у него развивается память, накапливается словарный запас и первоначальные знания о мире. Он начинает понимать и усваивать информацию переданную с помощью слов, начинает сам задавать вопросы. Всё это позволяет ему перейти на более высокий уровень. Что бы процесс развития был более гармоничным нужно что бы вся новая информация был связана с уже имеющимися у ребёнка знаниями о мире, постоянно дополняла и развивала их, переходя от темы к теме.

При этом, в первую очередь, необходимо предоставлять информацию, которая непосредственно связана с получаемым опытом детей, о природе, об окружающих предметах и т.д. Отметим тот факт, что познавательное развитие детей ещё держится на чувствах, поэтому важно, что бы новая информация давала ребёнку положительные эмоции.

Третья стадия это познавательный интерес, у ребёнка проявляется устойчивая тяга к новым знаниям и избирательность в темах,появляются свои мотивы, что ему изучать и любимые темы. Он уже способен без подсказок понимать сущность предметов, материалов и явлений, их назначение и связи между собой. Одним из проявлений познавательно интереса является то, что ребёнок может сам ставить вопросы и находить ответы, играть роль исследователя и даже экспериментатора. К этому моменту у детей накапливается уже много знаний об окружающем мире.

С дальнейшим развитием познавательный интерес уже становится познавательной деятельностью, ребёнок приобретает навыки исследования, самостоятельно изучая заинтересовавшие его вещи. Он всюду находит взаимосвязи и закономерности, что позволяет сформироваться первичной картине мира и помогает найти своё место в этом мире.

Отметим, что познавательное развитие детей напрямую связано с той средой, в которой он живёт. С его отношениями с родственниками и окружающими, а так же с доступом к новой информации. Будь то игрушки, прогулки с природе и в городе, общение с новыми людьми, сверстниками и взрослыми. Эта среда должны быть насыщенной и доброжелательной к ребёнку. Если он будет чувствовать, что его любят и уважают его первые достижения, то он будет сам прилагать усилия, что бы находить новые знания